пятница, 8 февраля 2013 г.

чайковский новости 26 января

3-й концертP P«Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»ЧАЙКОВСКИЙКонцерт для фортепиано с оркестром 2 соль мажор, соч. 44Солистка P Симфония 6 си минор, «Патетическая», соч. 74 PКапеллы Санкт-ПетербургаДирижер P Второй фортепианный концерт П.И. Чайковского впервые был исполнен 12 ноября 1881 года в Нью-Йорке. Концерт был написан в 1880 году для Н.Г. Рубинштейна. Работу над произведением композитор начал в октябре 1879 года. В отличие от Первого концерта, судьба Второго оказалась непростой. В марте 1881 года в Париже скончался Рубинштейн. Вместо него это трудное и очень протяжённое по тем временам произведение взялся выучить С.И. Танеев. Российская премьера состоялась 18 (30) мая 1882 года. Дирижировал оркестром А.Г. Рубинштейн. Однако премьера прошла без особого успеха.Впоследствии Вторым концертом заинтересовался Александр Ильич Зилоти (1863 1945)P Pдвоюродный брат Рахманинова, замечательный пианист-виртуоз, дирижер, ученик Н.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского и Н.С. Зверева. Чайковский доверял Александру Зилоти корректуру и переложения для фортепиано своих произведений. «Ради бога, каждую мою вещь, в каком бы виде она ни издавалась, отдавай на просмотр Зилоти»,P Pпросит композитор своего издателя П.И. Юргенсона в письме от 15 ноября 1890 г.По мнению Зилоти, неоднократно им высказанному в письмах к Чайковскому, Второй концерт необходимо было во многих отношениях «исправить» и, прежде всего, сократить. Работа над переделкой нотного текста 2-го концерта продолжалась в 1981 1983 годах, т. к. концерт, по мнению автора, все-таки «страдает длиннотою», и он жалеет: «что те люди, коим два года тому назад было вверено практическое рассмотрение его, своевременно не указали этого недостатка». Однако на все предложения сократить и упростить концерт Зилоти получал со стороны Чайковского вежливые отказы. Последняя из известных реакций композитораP Pписьмо к Зилоти, написанное за полтора месяца до смерти Петра Ильича. «Милый Саша,P Pписал композитор,P Pвсе твои предложения по поводу моего несчастного Второго концерта, который я все же люблю гораздо больше Первого, очень практичны, но мое авторское чувство никак не может с ними согласиться».Необходимо отметить, что творческие разногласия не отражались на личных взаимоотношениях гениального композитора и талантливого пианиста.П.И. Юргенсон также обсуждал с Чайковским все проблемы, возникшие в ходе подготовки к переизданию Второго концерта. В письме к Петру Ильичу от 16 августа 1893 года он пишет: «Не соглашайся, если твое художественное чутье тут рутину виртуоза чует, может быть, практичность за Зилоти, но ведь он молод!..» В ответном письме к Юргенсону от 20-го августа 1893 года Чайковский пишет: «На некоторые перемены Зилоти я согласился, на другие решительно не могу. Он пересаливает в желании сделать этот концерт легким и хочет, чтобы ради легкости я буквально изуродовал его. Достаточно, совершенно, тех уступок, которые я сделал, и тех сокращений, которые и я, и он придумали. Ужасно благодарен тебе за желание переиздать этот концерт».Тем не менее после смерти Чайковского Зилоти сокращает текст концерта, причем даже те эпизоды, против исключения которых Чайковский письменно возражал. Наибольшим купюрам подверглась вторая часть, грандиозное Andante, своего рода тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, где, по мнению современников и самого Зилоти, фортепиано слишком много аккомпанирует и поэтому не может «проявить себя с необходимой бриллиантностью». Вместо огромной развернутой части остались два маленьких предложения с непомерно большой кодой, которая по времени оказалась равна всей остальной части. В целом, концерт был урезан примерно на треть. Кроме сокращений, исказивших форму, в фортепианную партию были введены многочисленные изменения, в том числе и темповые. В редакции А.И. Зилоти Второй концерт был издан П.И. Юргенсоном в 1887 году. До сих пор концерт существует как бы в двух вариантах, причем предпочтение отдается то сокращенной, то полной авторской версии.Второй концерт справедливо может быть отнесен к типу концертов-симфоний; в музыке его проявились типичные черты стиля Чайковского на рубеже 70-х и 80-х годов. Во Втором концерте в противоположность Первому нет прямых связей с фольклором, нет контрастного противопоставления лирических и бытовых образов. В нем ощущается романтическое начало в самом поэтическом его преломлении. Мечты и чувства, выраженные в музыкальных образах, свидетельствуют о напряженно-страстном восприятии впечатлений окружающего мира. Патетика временами достигает огромного накала. Создавая концерт, Чайковский имел в виду исполнительский темперамент Николая Рубинштейна, и в музыке чувствуются мужество, энергия, воля, присущие дарованию великого русского пианиста.* * *Через год после создания Пятой симфонии Чайковский писал: «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры... Неопределенный план такой симфонии давно носится у меня в голове... Надеюсь не умереть, не исполнив этого намерения». В 1891 году появляются нотные наброски и словесная программа симфонии, которой композитор собирался дать заглавие «Жизнь». «Первая частьP Pвся порыв, уверенность, жажда деятельности. Должна быть краткая (финалP Pсмерть, результат разрушения). Вторая частьP Pлюбовь; третьяP Pразочарование; четвертая кончается замиранием, (тоже краткая)». Эта программа не была осуществлена, но замысел, как видно, очень дорогой композитору, продолжал волновать. Осенью 1892 года Чайковский работал над симфонией (в ми-бемоль мажоре) и даже закончил ее, но внезапно разочаровался в написанном и уничтожил ноты.В феврале 1893 года был продуман план новой симфонии, в си миноре. В одном из писем композитор сообщает: «Во время путешествия у меня появилась мысль другой симфонии... с такой программой, которая останется для всех загадкой... Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень плакал».Шестая симфония вылилась на бумагу с необычайной быстротой. С 4 по 11 февраля Чайковский написал всю первую часть и половину второй. С 17 по 24 февраля он работал над третьей частью, а 24 марта завершил финал и вторую часть. В мае Чайковский выехал в большую зарубежную поездку: в течение нескольких недель он побывал в Берлине, Лондоне, Париже, выступал с концертами, общался с музыкантами, присутствовал на торжественных приемах. В Кембридже, вместе с К. Сен-Сансом и Э. Григом, ему в торжественный обстановке было присвоено звание почетного доктора Кембриджского университета.20 июля Чайковский начал оркестровать симфонию. «Инструментовка чем дальше, тем труднее мне дается. Двадцать лет тому назад я валял во все лопатки, не задумываясь, и выходило хорошо,P Pписал он брату.P PТеперь я стал труслив и неуверен в себе. Сегодня сидел целый день над двумя страницамиP Pвсе что-то не выходит, чего бы хотелось». 12 августа оркестровка была, наконец, закончена.Симфония предельно автобиографична. Она была не только глубоко прочувствована она была выстрадана. Первое исполнение Шестой симфонии состоялось 16 (28) октября 1893 года в Петербурге под управлением автора и успеха не имело. «С этой симфонией происходит что-то странное!P Pписал композитор после премьеры.P PОна не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением».Абсолютное признание пришло к этой гениальной музыке спустя несколько дней, когда Шестая симфония прозвучала под управлением Э. Направника после траги

3-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»Второй фортепианный концерт и Шестая симфония Чайковского

Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга

Комментариев нет:

Отправить комментарий