четверг, 7 февраля 2013 г.

постановка системы подбора и профессионального обучения

1,65 Mb. страница2/4Дата конвертации29.09.2011Размер1,65 Mb.Тип Смотрите также:   2     ^ Формирование открытой системы образования позволит обеспечить: гибкую взаимосвязь теории и практики через оперативный ситуативный анализ действительности; обращенность к обучающемуся как носителю ключевой информации для образовательного процесса, отражающей субъективное видение мира, личностно преломленный социальный опыт; восприимчивость образования к инновационным идеям в науке, образовательной теории и практике; отказ от образовательных монокультур и плюрализм образовательных концепций; адекватное реагирование на меняющиеся образовательные потребности, учет их многообразия; соответствие структур образовательной системы, содержательного и операционального компонентов образовательного процесса изменяющимся условиям; вовлечение все большего числа людей в процессы организованного обновления интеллекта и реализацию идеи непрерывности образования, но не в смысле преемственности, а как ответ на необходимость и готовность человека в современной ситуации постоянно повышать свой образовательный уровень и расширять образовательный горизонт за счет освоения новых сфер деятельности. В качестве исходного принципа государственной политики в сфере образования Законом «Об образовании» был признан «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Это повлекло за собой поддержку идеи о многоуровневом образовании, которая наиболее полно отвечает требованиям рынка. При разработке учебных планов основой является Государственный образовательный стандарт, одна из черт которого двухкомпонентность: объединение двух составляющих в требованиях к специальности федеральный и вузовский компоненты. Заказ общества на подготовку специалистов с определенными качественными показателями фактически отражается в ГОС ВПО. Сегодня ГОС ВПО достаточно жесткая структура, которая разрабатывается на 5 лет и определяет направления подготовки специалистов. Такая жесткость предполагает, что в этот промежуток времени не произойдет сколько-нибудь существенных изменений в содержании специальностей. Однако, на сегодня это устаревшая точка зрения. Темпы изменений становятся настолько стремительными, что 5 лет это слишком большой срок для существующего стандарта, чтобы он отражал все новейшие достижения в науке и технике, изменения в социальной и экономической политике государства. ГОС за это время успевает отставать от вызовов общества. Жесткость стандарта в этом случае становится препятствием на пути подготовки специалиста, адаптированного к современным социально-экономическим условиям, и создает условия для социальной замкнутости образовательной системы вузов. Эта отрицательная сторона отмечается в тезисе 46 Программного документа ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования». В нем говорится: « исследование современного экономического развития показывает, что оно не может быть в полной мере реализовано в рамках жестких или навязанных структур». Следовательно, должны меняться и наши воззрения на ГОС ВПО, наши процедуры, механизмы, методики и технологии их разработки и реализации, наши вчера казавшиеся вполне обоснованными концептуальные и методологические подходы к их проектированию. Таким образом, налицо необходимость внесения корректировок в программы обучения и непрерывной реализации этих изменений еще в процессе подготовки специалистов, разработки механизмов непрерывной корректировки образовательного процесса, учитывающего непрерывность нововведений в жизни общества при реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ. Федеральный компонент, формируемый Учебно-методическими объединениями, отражает фундаментальные, стабильные и общие для всех вузов требования к подготовке специалистов. Вузовский компонент дополняет федеральный компонент, отражая специфику регионально-отраслевого заказа предприятий и организаций вузу. Этот компонент содержит наиболее гибкую, оперативно меняющуюся часть вузовской подготовки, которая должна отражать динамику в запросах общества, состоянии науки и техники. На наш взгляд, гибкость основной образовательной программы, ее открытость можно обеспечить тем, что блоки базовой подготовки могут оставаться неизменными, а вариативная часть ГОС (национально-региональный компонент и элективные курсы) должна отражать изменения в экономической, социальной и других аспектах общественного развития. И здесь открываются большие возможности для создания новых моделей специалистов, адекватных запросам рынка труда, путем введения дополнительного образования. В этом смысле современный вуз предоставляет уникальную возможность для организации целостной педагогической системы путем интеграции основного образовательного процесса и дополнительного профессионального образования. В рамках такой системы студентам предоставляются разнообразные возможности в приобретении дополнительных профессий, которые пользуются в обществе повышенным спросом. Программы

В. В. Багин Дополнительное профессиональное 1 чел. помогло.

Формирование открытой системы образования позволит обеспечить - В. В. Багин Дополнительное профессиональное

Комментариев нет:

Отправить комментарий